суббота, 5 апреля 2014 г.

Применение ИКТ на различных этапах исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность предполагает изучение объекта, процесса или явления с определенной целью, но не известными заранее результатами. Обязательным условием исследовательской деятельности является самостоятельное получение новых знаний.

Использование ИКТ при организации и проведении исследования играет важную, но не главную роль. Организовать исследование с использованием ИКТ следует таким образом, чтобы главным, на протяжении всего исследования было достижение поставленной цели, а не применение ИКТ. 

Можно выделить следующие этапы применения ИКТ в исследовательской деятельности обучающихся:


1. Источник информации

2. Обработка информации

3. Компьютерное моделирование

4. Представление результатов исследования

5. Дистанционные консультации 

Определим функции учителя при организации исследовательской деятельности обучающихся в каждом направлении.

ИКТ как источник информации

Не секрет, что все чаще основным источником информации практически в любой деятельности становятся информационные ресурсы Интернета. К сожалению, очень часто руководитель пропускает эту часть при организации исследовательской деятельности обучающихся. Нельзя забывать, что поиск информации в сети это сложный процесс, а не только умение делать запрос поисковой системе. Одной из главных целей учителя на этом этапе – это формирование умения оценивать информационный ресурс на актуальность, достоверность, полноту. 

Например, для оценивания информационного источника можно использовать следующие критерии:

- Кто автор информации?
- На сколько авторитетен источник информации, является ли он первоисточником?
- Существуют ли альтернативные источники, подтверждающие данную информацию?
- Подтверждена ли информация фактами, либо основана на точке зрении автора?
- Что можно сказать о качестве оформления найденной информации?
- Какова дата публикации информации?
- С какой целью опубликована эта информация?
При организации групповой исследовательской работ старших школьников можно организовать совместный поиск информационных источников. Например, создать совместный документ, в котором участники исследования смогут размещать ссылки на источники информации, сопровожденные комментариями, для последующего использования.
Кроме того, если в школах используются интернет-фильтры, то при самостоятельной работе на домашнем компьютере школьник абсолютно не защищен от нежелательного контента, поэтому учителю желательно подбирать информационные источники по теме исследования, т.е. формировать библиотеку ссылок на рекомендуемые источники информации. Для этого можно использовать любой сервис закладок или интерактивный плакат по теме исследования содержащий описание источников и ссылки на них. 
Именно на этом этапе следует рассказать (или напомнить) обучающимся о правилах соблюдения авторских прав, о понятии «плагиат». 
Особую роль следует уделить электронным библиотекам.
Таким образом, при организации учебного исследования учителю необходимо:
1. Подготовить библиотеку ссылок на рекомендуемые источники.
2. Подготовить и провести мини-урок об оценивании информационного источника, при необходимости организовать совместный поиск информационных источников.
3. Подготовить и провести мини-урок о соблюдении авторских прав, если исследовательская работа требует теоретическое обоснование в печатной форме.

ИКТ как средство обработки информации

На этапе обработки возможности ИКТ почти безграничны: ментальные карты, схемы, классификации, сравнительный анализ, ранжирование, табличная форма представления информации, временные ленты, фишбоун – все эти прием известны давно, но с помощью ИКТ использовать их стало интереснее, нагляднее. Особую ценность представляют собой инструменты с возможностями совместной деятельности.

Например:

Для совместного построения различных схем отлично подходит сервис Cacoo.com, (посмотреть пример). 
Совместную ленту времени можно создать с помощью сервиса whenintime.com (посмотреть пример)
Основной задачей педагога при организации исследования на этапе обработке информации с применением ИКТ является выбор инструмента обработки. Организовать работу необходимо так, чтобы ИКТ помогли достичь цель этапа исследования, т.е. учесть возрастные особенности, уровень ИКТ-компетенции обучающихся. Используемый инструмент должен быть либо знаком обучающимся, либо быть не сложным в освоении. Не забываем, что ИКТ – это инструмент исследования, а не цель.
Таким образом, для того чтобы организовать исследовательскую работу на этапе обработки информации учителю необходимо:
1. Выбрать инструмент (или несколько инструментов) обработки информации, который позволит достичь цели этапа: систематизировать информацию, представить в наглядной форме и т.п., для того чтобы «увидеть» решение проблемы, сделать выводы.
2. Разработать и провести мини-урок с целью знакомства обучающихся с выбранным инструментом и принципами его использования. 
3. Подобрать или разработать инструкции для использования выбранного инструмента.

Компьютерное моделирование

Не каждое исследование предполагает проведение компьютерного эксперимента, но именно компьютерное моделирование позволяет реализовать полноценную исследовательскую работу с наименьшими затратами. В школьном курсе информатики теме «Компьютерное моделирование» уделено особое внимание, поэтому при организации исследовательской работы с использованием ИКТ рекомендуется проконсультироваться с учителем информатики, для определения видов компьютерных моделей, которые смогут создать и исследовать обучающиеся.

Процесс построения и исследования компьютерной модели проходит через следующие этапы:

1. Постановка задачи
2. Формализация задачи
3. Построение модели
4. Исследование модели или компьютерный эксперимент
5. Анализ и интерпретация результатов
Основными инструментами компьютерного моделирования в школьном курсе являются:
- среды программирования,
- электронные таблицы,
- графические редакторы.
Конечно, можно использовать инструменты за пределами школьного курса, но при этом надо помнить, что главная цель – исследование, а не изучение ИКТ.
Таким образом, для организации проведения компьютерного эксперимента учителю необходимо:
1. Провести мини-урок посвященный планированию работы на этапе исследования «Компьютерное моделирование». 
2. При использовании инструментов компьютерного моделирования не изученных на уроках информатики подготовить инструкции для построения и исследования компьютерной модели.

ИКТ как средство представления результатов исследования

Выбор инструмента демонстрации своей работы зависит от формы представления результатов исследования: мини-конференция в рамках урока, внеурочная очная конференция школьников, телекоммуникационная конференция или конкурс, печатная работа.

Самыми популярными средствами являются текстовый процессор и мультимедийные презентации. Многочисленные сервисы Web 2.0 позволяют представить результаты своей работы нестандартным, оригинальным способом.

ИКТ как средство организации консультаций при проведении исследования

При организации длительного исследования наряду с очными консультациями рекомендуется организовать и заочные. ИКТ позволяют организовать как индивидуальные так и групповые консультации: переписка по электронной почте, общение в социальных сетях, консультации скайп-группе или google-группе, ведение дневника исследования в документе совместного доступа и т.п.
Таким образом, при проведении длительного исследования учителю рекомендуется организовать дистанционные консультации в удобной для всех участников форме. Для этого необходимо:
1. Выбрать форму проведения дистанционных консультаций
2. Провести мини-урок для тех, кто не умеет использовать выбранный вариант дистанционного общения.
3. Поддерживать сетевое общение участников и оказывать консультативную помощь на протяжении всего исследования.

Статья написана в рамках работы региональной конференции 

Комментариев нет:

Отправить комментарий