четверг, 21 ноября 2013 г.

Аттестация учителя



С 2014 года планируются изменении в порядке аттестации педагогов.  Процесс подготовки документов к аттестации будет упрощен. Это необходимо не только учителю (оформление портфолио, самооценка и прочее занимают очень много времени, что, как правило, приводит к заметному снижению эффективности деятельности учителя при подготовки к текущим занятиям), но и членам аттестационной комиссии (не просто объективно разобраться в толстенных папках, которые учителя передают на рассмотрение). 

В любом случае, урок должен быть оставлен. Урок - это главное в профессиональной деятельности учителя. 
Поэтому, хотелось бы разобраться в критериях оценивания именно урока. Сразу замечу, в этом посте я поделюсь исключительно собственным мнением, которое вполне может быть и ошибочным.

Итак, не знаю какие критерии в других регионах, за основу возьму наши, критерии предложенные Институтом развития образования Омской области

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

1. Педагог разделяет тему урока и цель занятия.
Очевидно, что тема урока гораздо шире, нежели цель конкретного занятия. Цель должна быть достигнута к концу урока и достижение цели должно быть измеряемым. Например, школьный курс информатики построен по некой спирали, т.е. к изучению основных разделов информатики мы возвращаемся несколько раз, каждый раз расширяя содержания. Таким образом, фактически каждая тема в информатике изучается в несколько приемов, каждый следующий виток предполагает приращение по отношению к предыдущему: тема одна и та же, а цели каждого урока - разные.
2. Цели формулируются в понятной для обучающегося (воспитанника) форме.
Когда я училась в педагогическом университете мы писали цели урока достаточно витиевато, не для детей - для себя. Тогда я считала постановку цели формальным элементом урока. В настоящее время (наконец-то), требования к постановки целей изменены - нормальный человеческий язык, понятный детям, с которыми проводиться урок. 
3. Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
Когда ставится цель (любая) должно быть понятно зачем это надо, где можно будет применять новые знания и умения. Иначе смысла нет.
4. Поставленные перед обучающимися (воспитанниками) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Видимо, имеется в виду, что цель должна направлять. Обучающиеся должны иметь представление, что нужно сделать для достижения цели. Хотя, я считаю, что одной цели очень мало. Необходимы дополнительные разъяснения, обсуждения, направляющая деятельность педагога. 
5. Цели, поставленные перед обучающимися (воспитанниками), содержат критерии, позволяют им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
Я стараюсь подвести детей не только к самостоятельной формулировке целей, но и определить индикаторы достижения. Вопрос "Как определим, что цель достигнута?" является обязательным. В конце урока они достаточно легко обосновывают собственное достижение цели. Например, при изучении теоретического материала в конце урока обучающиеся смогут объяснить основные понятия темы, привести примеры. Для практических работ используются четкие, однозначные и понятные детям критерии оценивания, образцы выполнения работы для сравнения. Судя по тому, как сложно дается самооценка ребятам, вряд ли получится показать реализацию выполнения этого критерии в видеоуроке, если обучающиеся не делали самооценку ранее и не один раз.
6. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия.
Задачи урока ведут к пошаговому достижению цели. Очень удобно соотносить этапы урока с поставленными задачами. Задачи можно обсудить (что будем делать для того, чтобы достичь цели), а можно и не проговаривать, но четко показать шаги (этапы урока) ведущие к достижению цели. 
7. На начальном этапе занятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся (воспитанников) к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме занятия и т.д.).
Этот критерий для меня не является четким. Вроде бы все понятно, но... какой-то контекстный критерий, так или иначе отраженный в других.
8. Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
Самый простой и понятный критерий. Цель связана с содержанием (только не надо подменять цель содержанием). 
9. Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности.
Возможно, этот пункт фиксирует то, как можно использовать изученный материал не когда-нибудь в будущем, а в настоящее время, например, на других уроках или в личных целях. 

Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников)

Не стану расписывать подробно, на мой взгляд, критерии конкретные и понятные. Мотивация, деятельность, интересные дифференцированные задания в зоне ближайшего развития, формирующее оценивание на протяжении всего урока.
1. Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам) возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
2. Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся (воспитанников) к преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе) и теме занятия.
3. Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся (воспитанников).
4. Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех.
5. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
6. Педагог владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся (воспитанников) к различным темам преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы)

Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Собственно то, чему учат и учили в мое время в педагогическом вузе. Знание собственного предмета, владение терминологией. Связь собственного предмета с другими школьными дисциплинами. Использование активных методов обучения, деятельностный подход в обучении. Кроме учебника использовать другие источники информации. Использованы педагогические технологии, соответствующие поставленным целям и задачам урока, а также возрастным особенностям обучающихся. Обязательно показать работу со слабыми обучающимися.
1. Педагог демонстрирует знание преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы) 
2. Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе). 
3. Педагог видит и раскрывает связь своего предмета (курса, дисциплины, программы) с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. 
4. Педагог представляет материал в доступной обучающимся (воспитанникам) форме в соответствии с дидактическими принципами. 
5. Педагог демонстрирует владение современными методами преподавания. 
6. Используемые методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы. 
7. Педагог демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. 
8. Педагог обоснованно использует на занятиях современные информационно-коммуникативные технологии 
9. Методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям обучающихся (воспитанников), с которыми он работает. 
10. Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала каждым обучающимся (воспитанником). 11. Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися (воспитанниками).

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

1. При подготовке к занятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенция о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе), допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету и т.д.
Критерий очевиден и бесспорен, нормативные документы надо знать и учитывать. 
2. Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
На уроке можно использовать дополнительные задания из других источников, обсуждать примеры, ситуации не представленные в учебнике. 
3. Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету (курсу, дисциплине, программе).
Первое, что приходит в голову - использование собственной презентации, сопровождающей урок. Второе - собственные задания по теме, например, задания для работы с учебным текстом из учебника.

Компетентность в области организации учебной деятельности

Организовать учебную деятельность можно с помощью цифровых образовательных ресурсов, медиа-пособий. Опять же - формирующее оценивание на протяжении всего занятия. Некоторые критерии дополняют друг-друга и складывается впечатление, что цель - повысить вес критерия. Например, 3 и 4 критерий, на мой взгляд, фактически одинакова - невозможно установить отношения сотрудничества не владея приемами создания рабочей атмосферы на уроке. 8 и 9 критерий: как в видеоуроке точно сформулировать критерии оценивания и не показать их ученикам? 10 и 11 критерий - использование методов самооценивания как раз и формируют навыки самооценивания... 
1. Педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся (воспитанников) на каждом из этапов занятия. 
2. Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников), направленной на решение поставленных целей и задач. 
3. Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины. 
4. Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися (воспитанниками), умение вести с ними диалог. 
5. Педагог использует методы, побуждающие обучающихся (воспитанников) самостоятельно рассуждать. 
6. Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников). 
7. Педагог демонстрирует умение организовать обучающихся (воспитанников) для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). 
8. Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников). 
9. Педагог показывает обучающимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов. 
10. Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся (воспитанников) 
11. Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающихся (воспитанников) 

Итого 40 критериев, максиму 40 баллов.

Когда читаешь критерии первый раз, становиться страшно - как же уместить все это в 45-минутный промежуток времени, но когда начинаешь детально разбирать критерии, становиться понятно, что многие характеристики пересекаются, многие можно показать контекстно. Хотя, не все критерии трактуются однозначно. Как понимает их эксперты - остается только догадываться. С другой стороны, вряд ли члены аттестационной комиссии имеют цель "завалить" аттестуемого педагога.

Итак, перед учителем стоит проблема, как провести урок, чтобы эксперты смогли увидеть соответствие каждому критерию?

- Очевидно, что некоторые элементы не возможно показать, если для детей это будет новым. Т.е. показать-то возможно, но будет видно, что для учеников это деятельность новая, не знакомая, не наработанная. Таким образом, целеполагание, формирующее оценивание, мотивация, деятельностный подход должны использоваться постоянно, а не только на уроке для аттестации.

- Надо хорошо знать не только свой предмет и нормативные документы, но и ориентироваться в других предметных областях школьного курса.

- Вряд ли можно рассчитывать на высшую категорию не владея современными педагогическими технологиями, имея слабо сформированную ИКТ-кометентность. Учителю самому постоянно необходимо учиться. Не только на курсах повышения квалификации, но и участвуя в различных педагогических сообществах. Благо, интернет стал доступным и энтузиастов в сети много. Могут помочь такие ресурсы как Галактика Интел, Открытый класс, Сеть творческих учителей и многие, многие другие.

- Использовать технологию проведения урока. На мой взгляд, одной из лучших технологий для видеоурока является Технология проблемного (побуждающего) диалога (одна из технологий образовательной системы "Школа 2100").

Технология проблемного диалога идеально подходит для урока-изучения нового материала.

Урок состоит из трех основных этапов:
  1. Постановка проблемы 
  2. Поиск и нахождение решения 
  3. Создание продукта 

Не раз, читала на форуме, что видеоурок не удобен, лучше, чтобы комиссия приезжала на открытый урок. Не могу с этим согласиться. Выбрать, какой урок снимать гораздо проще, чем подготовиться к очному открытому уроку. Видеоурок можно переснять. А волнение и некий дискомфорт будут присутствовать в любом случае, как на любом публичном выступлении.




Комментариев нет:

Отправить комментарий