воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Исследовательская работа школьников

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением научных проблем (соответствующих возрастным особенностям обучающихся) и предполагающая знакомство с основными элементами и этапами описания и проведения исследования. Именно в школе начинается формирование навыков научно-исследовательской деятельности. Участие в различных конференциях, особенно очных, дает школьнику бесценный опыт публичных выступлений.


Элементы научно-исследовательской работы

Проблемы исследования: затруднение, неопределенность. Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Проблема может быть сформулирована в виде вопросы или как вывод из противоречия, теоретической или практической задачи. Проблема исследования определяет, для чего проводится исследование. Научная проблема появляется на стыке старого и нового знания. Практическая проблема может быть решена теоретически, но не реализована на практике.

Тема исследования: отражает проблему исследования в общих чертах, конкретизирует общую идею исследования.
Актуальность темы: обосновывает необходимость исследования, степень значимости исследования в настоящий момент времени и в настоящей ситуации. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п
Объект исследования: предметная область, явление или процесс - носитель проблемы исследования. Объект исследования определяет то, что будет изучено.
Предмет исследования: часть, свойство или признак объекта, т.е. любая составляющая объекта исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель исследованияэто то, что мы хотим получить в результате исследовательской деятельности, планируемый образ результата. Цель должна быть конкретной, достижимой, измеримой, реалистичной и определенной во времени.
При формулировки целей можно использовать следующие глаголы: выявить, установить, обосновать, разработать, создать, уточнить и т.п.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждений того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
Гипотеза исследования. В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Если в процессе исследования гипотеза подтверждается, то она становится фактом, если гипотеза опровергается – она становится ложным предположением. При формулировании гипотезы используют такие языковые конструкции, как: «Если …, то …», «При условии, что …» и т.п.
Методы исследования - это способ достижения цели исследования. Для проверки гипотезы используют теоретические и эмпирические методы. В исследовательской работе обычно используют несколько различных методов. Например, изучение и анализ информационных источников, наблюдение, сравнение, анкетирование, моделирование, опыт, эксперимент, аналогия, ранжирование и т.п.
Результаты и выводы: подтверждение или опровержение теории, достижение цели исследования. Выводы должны отвечать гипотезе исследования, его целям и задачам, отвечать на поставленные вопросы.

План описания исследовательской работы

1. Введение: актуальность исследования, описание проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, выдвижение гипотезы.

2. Теоретическая часть: описание применения теоретических методов исследования.
3. Экспериментальная часть: описание применение эмпирических методов исследования.
4. Заключение: описание выводов и результатов исследовательской деятельности, перспективы продолжения исследования.
5. Список используемых источников.
6. Приложения.

Защита исследовательской работы

Представить результаты собственной исследовательской деятельности можно по-разному. Как построить выступление на конференции школьников?

Классический вариант

Выступление содержит:
- рассказ об основных элементах исследовательской работы (актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, используемые методы исследования)
- краткий рассказ о теоретической части исследования
- краткий рассказ об эмпирической части исследования
- Представление результатов и собственные выводы

Творческий вариант

Выступление содержит:
- изложение идеи исследования
- демонстрация наиболее интересных этапов исследования
- демонстрация результатов исследования
- выводы

Индивидуальный вариант
Выступление содержит:
- обоснование выбора темы
- рассказ о личностной значимости работы
- собственные суждения, оригинальные находки
- наиболее интересные элементы исследования
- результаты и выводы
- перспективы продолжения исследования объекта

Ориентировочные критерии оценивания исследовательской работы школьника

1. Характеристика исследовательской работы

  • Тип работы: реферативная, практическая, экспериментальная.
  • Убедительная аргументация актуальности работы.
  • Новизна работы: использование оригинальных методов исследования, получение новых фактов в процессе исследования, новы подход к решению проблемы.
  • Глубина исследовательской темы, степень изученности рассматриваемой проблемы, использование знаний и умений вне школьной программы.
2. Знания и умения в исследовательской области
  • Владение терминологией
  • Логика при построении исследования и формулировке выводов, убедительность рассуждений.
  • Умение объяснять используемые понятия, приводить примеры.
  • Использование известных результатов и научных фактов, цитируемость первоисточников.
  • Знание современного состояния проблемы.
3. Оформление письменной работы по результатом исследования
  • Описание основных элементов научно-исследовательской работы.
  • Структура исследовательской работы.
  • Грамотность, аккуратность.
  • Соблюдение авторских прав
4. Выступление
  • Свободное владение материалом.
  • Убедительность аргументов.
  • Направленность на аудиторию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий