Хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ при реализации программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Безусловно, учителя
информатики и ИКТ находятся в более выигрышной позиции, но, рассмотренные ниже
средства могут быть использованы на любых уроках. Многие школы имеют мобильные
классы, фактически все обучающие имеют собственные компьютеры, а следовательно
могут использовать ИКТ при выполнении домашнего задания, можно проводить
интегрированные уроки в кабинетах информатики.
Что мы читаем?
Учебники, тексты, специально подготовленные или адаптированные учителем для изучения конкретной темы, оригинальные
статьи в печатных или электронных изданиях, инфографику (плакаты, схемы,
диаграммы…), упаковки, подписи к иллюстрациям, различный текст написанный
мелким шрифтом и т.п.
В любом случае,
при использовании различных технологий смыслового чтения обучающие учатся:
· осмысленно
извлекать информацию из различных источников
· критически
оценивать информацию, различать факт и мнение
· находить
необходимую информацию в различных источниках
· анализировать,
синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник
· создавать
собственные тексты (сплошные и несплошные)
При подготовке
заданий перед учителем стоят следующие задачи:
· определить
цель;
· обозначить
универсальные учебные действия, необходимые для достижения поставленной цели;
· подобрать
информационные источники или создать собственные, я использую следующие
критерии: актуальность источника, соответствие возрасту, индивидуальным особенностям обучающихся, соответствие учебной
программе. Основным источником, конечно, является учебник. Стараюсь подбирать либо достаточно развернутые тексты, которые
содержат избыточную информацию, либо предельно сжатые. Интересно использовать тексты, которые
содержат противоречивую информацию, гипотезы, несколько устаревшую информацию
по теме (например, старый учебник);
· подобрать компьютерные средства, которые
помогут обучающимся при выполнении задания. Очевидно, что компьютерное средство
либо Web-сервис должен быть знакомым учащимся или очень
простым в освоении, то есть не отвлекать от смысла информационного источника
(если, конечно, одной из целей задания не является изучение выбранного
средства). Если используется новое средство, обучающимся должны быть
предоставлены четкие инструкции для его освоения;
· разработать
задания для смыслового чтения текста. Разработка заданий напрямую зависит от цели;
· разработать
систему оценивания.
Примеры
применения информационно-компьютерных технологий
при реализации междисциплинарной
программы
«Стратегии смыслового чтения и работа с
текстом»
Каждый
вариант может быть использован как для индивидуального чтения, так и при
организации групповой работы.
1.
Задания-шаблоны,
созданные в MS Word
или текстовом документе Google.
К учебному
тексту можно разработать самые разнообразные задания: различные вопросы по
тексту, вычленение фактов, нахождение ошибок, поиск требуемой информации в
тексте или определение ее отсутствия, задания на определение необходимости
подтверждения информации и поиск альтернативных источников, задания на сжатие
текста, приведение примеров из личного опыта, в которых отражена необходимость
полученных знаний из текста и т.п. Пример задания по теме «Поиск
информации в сети Интернет» для 8 класса, «Носители
информации», 7 класс, «Программное
обеспечение» 7 класс.
Для оценивания подобных заданий можно
использовать модельный ответ или обсуждение с последующей самооценкой или
взаимооценкой. Если предусмотрены
открытые задания с неоднозначным результатом, то обсуждение является
предпочтительным.
2. Текстовые
документы можно использовать при применении технологии ИНСЕРТ, но я предлагаю
обучающимся вместо пометок на полях выделять части текста различными цветами.
3.
Создание
презентаций на основе предложенного текста.
Для создания
презентации я использую шаблон презентации и/или задаю жесткие критерии по
содержанию, размерам шрифта, количеству слайдов и количеству информации на
одном слайде. Если этого не делать, то в результате в презентацию может быть
перенесен весь текст из информационного источника, либо пропущена важная
информация. Пример шаблона презентации по теме «Компьютерное моделирование» для
11 класса.
Для оценивания
подобных заданий я обычно использую бальные критерии оценивания и шкалу
перевода баллов в традиционную оценку.
Пример
презентации-шаблона и работы обучающихся по теме «Компьютерное
моделирование», 11 класс.
4.
Тестирование
в процессе смыслового чтения.
На основе
учебного текста можно составить тестовые задания. Я использую программу MyTest. При составлении тестов в этой программе можно
использовать различные типы вопросов: выбор единственно правильного ответа,
множественный выбор, сопоставление пар, установление порядка, текстовый или
числовой ввод ответа, анаграммы, указание части иллюстрации. Для прохождении
теста можно установить случайный порядок вопросов и вариантов ответов,
настроить автоматизированную шкалу для генерации традиционной оценки,
ограничить время на прохождение теста, ограничить количество попыток на
прохождение теста, использовать различные режимы тестирования, например
показывать верный ответ.
Конечно, при
использовании тестовой программы очень важно подбирать вопросы, ответ на
которые однозначен. Работа с текстом с помощью тестовой программы заставляет
обучающихся не один раз прочитать текст, случайный порядок вопросов требует
общего понимания текста, мгновенная оценка по результатам тестирования создает
эффект «соревнования», мотивирует на более детальное осмысливание. Я предлагаю
проходить такой тест дважды (при повторном прохождении учащиеся читают текст вдумчиво, критично, уже имея общее представление о тексте).
Этот же метод
можно использовать и в другом варианте. Если задания по тексту предполагает
рассуждения, не однозначные ответы, высказывание собственного мнения, выводы
учащихся, оценивание информации, то тестовая программа не подходит. В этом
случае я использую форму Google, результаты
работы с формой можно представить для общего обсуждения, очень интересно при
этом сравнивать варианты ответов в процессе обсуждения.
Для оценивания
подобных заданий можно использовать модельные ответы и шкалу перевода баллов в
традиционную оценку. В модельных ответах представлены не конкретные ответы, а
аспекты информации, которые должны быть отражены в ответах обучающихся.
5.
Прием
«Текст с пропусками»
Для реализации
данного метода можно использовать различные компьютерные технологии, интересные
возможности предлагает интернет-сервис LearningApps.org, позволяет создать два вида упражнений
«Cloze test»:
ввод текста или выбор текста для заполнения пропусков из предложенных вариантов.
Если используется вариант ввода текста, то учителю необходимо предельно
внимательно формулировать задание, так как для верного выполнения задания
ученику необходимо ввести текст, который полностью совпадет с вариантом,
указанным разработчиком задания. Примеры заданий: «Службы сети Интернет», 8 класс и «Протоколы
сети Интернет», 10 класс.
Для метода
«Текст с пропусками» можно использовать, например, рисунки Google, тогда для оценивания можно разработать модельный
ответ и шкалу оценивания. Пример задания по теме «Интернет»,
8 класс.
6.
Выделение
ключевых слов.
Для реализации
данного приема можно использовать обычный текстовый документ с учебным текстом,
ключевые слова можно выделять, например, цветом.
Можно воспользоваться
услугами сервиса LearningApps.org,
упражнение вида «Mark in texts»,
который предполагает автоматическую проверку ключевых слов. Конечно, для такого
упражнения подойдет не любой текст, ключевые слова в тексте должны определяться
однозначно. Пример задания по теме «Устройства
ПК», 5 класс.
Очень интересным
является вариант создания Облака слов. Сервисов для создания облаков из слов
много. Мне очень нравится сервис tagxedo,
который не требует регистрации и очень прост в освоении. Онлайн облако является
интерактивным. Для оценивания можно использовать модельный ответ, защиту
обучающимися своего облака или критерии оценки, в которых можно предусмотреть
не только определение ключевых слов и отсутствие не существенных слов, но и
форму облака, соответствующую смыслу текста.
Интересным
вариантом для реализации данного метода является использование различных онлайн
досок, например, стикерной доски scrumblr. Пример
использования стикерной доски: тема «Информационные
процессы», 6 класс. Дополнительным плюсом использования онлайн досок
является простая организация совместной работы группы обучающихся.
7.
Видео
со вставками.
Замечательный
прием «Текст с остановками» может быть заменен вариантом «Видео со вставками»,
который очень просто реализуется с помощью одноименного упражнения сервиса LearningApps.org. Пример по
теме: «Передача информации», 5
класс (заимствованное задание).
8.
Визуализация
текста, например, создание графической шпаргалки по тексту.
Кроме,
упомянутого выше, облака слов, можно визуализировать текст, создавая баннеры
(сервис bannersnack), фотоколлажи (сервис
photovisi),
флипбуки (сервис benettonplay)
и многие другие сервисы.
9. Создание
кроссвордов (Фабрика кроссвордов),
опросов (например, webanketa или формы Google), викторин на основе текста (например, LearningApps.org).
10.
Интересные
инструменты предлагает сервис classtools.net.
Инструментарий очень простой, регистрация не требуется, но возможности
достаточно широкие.
Вот
некоторые, которые я использовала на практике с учениками 5-8 классов:
· фишбоун –
шаблон для создания диаграмм Ишикавы,
· гамбургер –
забавный инструмент, который можно использовать для анализа текста,
· бриллиант –
можно использовать для выбора 9 ключевых терминов, проблем, фактов, вопросов по
теме, которые помещаются в отдельные боксы. Каждый бокс можно раскрасить
разными цветами, есть возможность добавить пояснения,
· лента времени
– простейший инструмент для создания лент времени,
· ранжирование
– можно выявить различные проблемы или сформулировать вопросы по тексту с
последующим ранжированием по заданному критерию,
· цель – отличный
инструмент для анализа текста,
· диаграмма Венна
– инструмент для построения аналитических диаграмм из двух или трех кругов.
Отдельно можно
выделить различные задания, предполагающие перевод сплошных текстов в
несплошные или обратные задания с использованием различных web-сервисов.
Такие сервисы
учитель может использовать в качестве инструмента для создания несплошного
текста для обучающихся или в качестве инструмента для обучающих для
визуализации сплошного текста. Эти сервисы требуют времени на изучение и при
применении, поэтому их целесообразно использовать при выполнении домашней
работы с информационным источником. Большинство
продуктов, созданных с помощью подобных инструментов может быть наполнен
богатым мультимедийным контентом: текст, графика, звук, видео. Таким образом,
учитель может создать достаточно сложный информационный источник, а ученик при
работе с текстом имеет возможность дополнить его другими видами информации.
Сервисы для создания ментальных карт – замечательные
сервисы, позволяющие строить ментальные карты, классификационные схемы,
кластеры, детонантные графы и т.п.
Не раз
встречалась с мнением, что сервисы для построения ментальных карт сложны в
освоении. Я начинаю использовать их с 7 класса, у некоторых ребят возникла
единственная проблема – публикация карты и поиск нужной ссылки, но эта проблема
решается с помощью простейшей инструкции для конкретного сервиса, процесс
регистрации на сервисе и создание карты затруднений не вызвало. Сервисы: mindomo, mindmeister, thebrain. Пример результатов работы по теме
«Компьютерные вирусы»,
7 класс.
Сервисы для создания различных схем – отличные
возможности для графической визуализации текстовой информации. Сервисы: cacoo, bubbl.us, popplet. Пример результатов работы по теме «Классификация
моделей», 11 класс.
Пример задания
по теме «Вредоносное
программное обеспечение», 11 класс.
Интерактивные плакаты – такие плакаты
можно использовать аналогично презентациям, на плакате можно создавать
текстовые блоки, добавлять иллюстрации, видеоролики. Плакаты являются отличными
источниками информации и шикарным инструментом для работы с текстом. Сервисы: Glogster,
smore. Пример несплошного текста для
изучения по теме «Компьютерная
графика», 9 класс.
Ленты времени – шикарный инструмент. Ленту времени
можно создать на основе любого текста, который содержит хронологию события.
Основой для создания ленты времени может быть не один источник. В ленту времени
можно добавить иллюстрации и видео. Инструмент достаточно сложный, за
исключением временной шкалы classtools.net.
Поэтому хорошую ленту времени целесообразно создавать вне урока. Сервисы: Dipity, TimeRime, TimeToast. Пример работ по
теме «История
ЭВМ», 7 класс.
На уроке ленту
времени можно использовать в качестве источника несплошного текста, с
заданиями, предполагающими «развертывание» текста, перевода текста в сплошной.
Большинство сервисов позволяет создавать временные ленты совместно, что, несомненно,
повышает их ценность.
Интерактивные карты являются
отличным инструментом для работы с текстом, который содержит географическое
описание мест. На основе текста можно создавать метки на карте с изображением и
описанием. Возможна совместная работа. Также, подобные карты являются отличным
источником несплошного текста. Пример карты
– результат одного из этапов телекоммуникационного проекта.
В любом случае, следует помнить, что ИКТ всего лишь средство достижения цели, которое позволяет сделать работу над текстом интереснее и увлекательнее.
При разработке заданий были использованы материалы мастерской «Текст, текст, текст…», автор Людмила Рождественская http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=4417
Статья написана для интернет-конференции, прошедшей на сайте ВМО Омской области (секция 4).
Какая Вы умница, спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень полезная и наглядная информация! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень хороший сайт с полезной информацией
ОтветитьУдалитьОчень полезная, нужная и хорошо структурированная информация. Жаль, что не работают ссылки на примеры.
ОтветитьУдалитьСпасибо