понедельник, 4 ноября 2013 г.

Оценивание в телекоммуникационном проекте

Отметка – это количественное выражение оценки.
Оценка – результат процесса оценивания, не всегда выражается отметкой.
Оценивание - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Процесс оцениваяния является одной из главных составляющих проекта как сетевого так и учебного.
В этом посте речь идет о сетевом проекте.
Подробнее познакомиться с современными методами оценивания в учебном процессе  и получить за самообучение сертификат можно пройдя тренинг "Методы оценивания в классе 21 века" из серии Intel ® Обучение "Элементы".

Каким же должно быть оценивание в проекте?

Во-первых, непрерывным. Процесс оценивания начинается еще до начала проекта, проходит через весь проект и завершает его.

Во-вторых, в процессе оценивания должны быть использованы различные стратегии оценивания:
  • Стратегии для определения потребностей учеников 
  • Развитие самостоятельности и взаимодействия 
  • Мониторинг процесса 
  • Проверка понимания и поддержка метапознания 
  • Демонстрация понимания
В-третьих, оценивание должно быть направлено на достижение целей и решение задач проекта. 

В-четвертых, оценивание предусматривает активное вовлечение участников проекта через самооценивание и взаимооценивание.

Этапы оценивания в проекте


Этап I - До начала проекта
Основная цель: определить стартовый уровень компетентностей участников в областях, заявленных в проекте.
Стартовый уровень может определять как организатор проекта (эксперт), так и участники проекта (самооценка).
На начальном этапе используются мотивационное и диагностическое оценивание, которые являются частными случаями формирующего оценивания.

В зависимости от целей проекта, предполагается:
  • Оценивание первоначальных знаний и умений (для последующего измерения, самооценка готовности к проекту, для определения личных целей участия в проекте) 
  • Оценивание понимания предстоящей деятельности (практическая значимость проекта, самооценка готовности к проекту, для определения личных целей участия в проекте) 
  • Выявление потребностей и интересов (для мотивации потенциальных участников, для определения личных целей участия в проекте)
Что может быть использовано на первом этапе оценивания?
  • Стартовая презентация, в которой организаторы проекта дают информацию о проекте, предлагают выполнить различные задания, направленные на достижение поставленных целей оценивания. Например, вопросы для обсуждений, задание на ранжирование, задание для "мозгового штурма", задания для оценивание рассматриваемой в проекте проблемы на основе стартовых знаний.
  • Анкетирование, которое поможет определить потребности, ожидания, стартовый уровень компетентности участников как в предметных, так и в метапредметных областях; личностную заинтересованность участников. 
  • Тестирование для определения старотовых знаний. 
  • Лист Зная-Интересуюсь-Умею (существуют различные вариации подобных листов, например, можно добавить разделы "Хочу узнать", "Хочу научиться" и т.п.). Такие  
  • Правила работы в проекте, методические рекомендации по организации работы в команде и т.п. 
  • Рекомендации по самооценки готовности к проекту.
В любом случае, в результате оценивания на стартовом этапе участники должны понять значимость предстоящей деятельности, сформировать личное отношение к рассматриваемой проблеме. Эксперты проекта получат информацию для анализа, для оценки приращения формируемых компетентностей участников к завершению работы в проекте.

Этап II - В процессе проведения проекта
Основная цель: отслеживать процесс участия в проекте, корректировать деятельность, проверить понимание, поощрить саморегуляцию, сотрудничество и метапознание.

Формирующее оценивание в зависимости от целей проекта необходимо для:
  • анализа понимания собственной деятельности участниками проекта 
  • формирования ответственности за собственную деятельность 
  • мониторинга процесса
Формирующее оценивание позволяет участникам определить в процессе продвижения в проекте:
  • что важно, а что второстепенно 
  • что они знают, а что им необходимо узнать 
  • что они умеют, а чему необходимо научиться 
  • что, как и зачем они узнали 
  • чему, как и зачем научились
Что может быть использовано для оценивания в процессе работы над проектом?
  • Таблица продвижения участников в проекте. Таблица продвижения заполняется участниками самостоятельно, позволяет осуществлять самоконтроль выполнения заданий проекта, добавляет элемент соревнования.
  • Критерии оценивания - один из главных инструментов оценивания в проекте. Для участников проекта является приложением к заданию, основой для собственного плана действий, инструментом самооценки и взаимооценки. Для эксперта критерии оценивания являются шкалой для вынесения объективной оценки выполнения задания. 
  • Образцы, примеры выполнения заданий. Образец предполагает выполнение задания "точно так же", т.е. при оценивании необходимо сравнить результат с образцом и выявить несоответствия. Примеры позволяют участникам понять, как надо выполнять задания, каким должен быть продукт проектной деятельности. 
  • В процессе работы в сетевом проекте предполагается взаимодействие участников, которое может быть осуществлено через обсуждение возникающих проблем, правил работы над проектом, выполнение заданий над проектом. Можно использовать комментарии, например, для оценки собственной деятельности, для взаимооценивания продуктов проектной деятельности, для рефлексии. В любом случае, авторам проекта необходимо выносить вопросы на обсуждение, вовлекать участников в активный диалог. Комментарии в свободной форме очень часто носят формальный характер, поэтому необходимо задавать правила для комментирования. Например, 3 раза похвалить, найти 2 недостатка, задать 1 вопрос и т.п.  
  • Методические указания для выполнения заданий, для организации работы в группе, для комментариев, для самооценивания и взаимооценивания и т.п. 
  • Индивидуальная работа с командами, конечно, если участников много - это достаточно сложно, но тем не менее внимательное отношение к участникам, своевременная помощь при возникновении затруднений - одна из обязанностей организаторов проекта. Проект не соревнование, не конкурс. Организаторы должны помнить, что конечная цель не выявление лучших, а достижение цели проекта всеми (в идеале) участниками. 
В любом случае формирующее оценивание необходимо для организации эффективного самокнтроля участниками собственной деятельности, для своевременного выявления и решения затрудней в процессе работы над проектом, для достижения целей проекта всеми участниками.

Этап III - После завершения проекта
Основная цель: оценка продуктов и результатов проектной деятельности, оценка достижения целей проекта.

Оценивание итогового продукта и результатов проекта. Напрямую связано с достижением поставленной цели и выполнением заявленных задач.
Включает в себя три компонента:
  • Экспертная оценка – авторы проекта 
  • Взаимооценка – участники проекта 
  • Самооценка – участник проекта
Что может быть использовано для итогового оценивания?
  • Критерии оценивания 
  • Образцы, примеры выполнения заданий 
  • Анкетирование, тестирвание  (измерение приращения формируемых компетентностей)
  • Лист ЗИУ – обсуждение изменений 
  • Обсуждение ожиданий, основополагающего вопроса проекта 
  • Повторное ранжирование и сравнение результатов 
  • Конференция участников с целью презентации своей работы в проекте
  • Голосование, взаимооценивание 
  • Рефлексивные задания, комментарии 
  • Самооценивание собственных достижений 
  • Экспертная оценка продуктов и результатов проекта
В результате итогового оценивания участники получают экспертную оценку собственной деятельности, мнение других команд о собственной деятельности, дают оценку работам других команд и выполняют собственную оценку, определяющую степень достижения цели проекта.

Пример плана оценивания можно посмотреть в моем проекте "Компьютерное моделирование", это далеко не идеальный проект, просто там есть ссылки на различные документы оценивания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий